Это было в Абхазии

Исторические факты и легенды Апсны, история городов, старые фотографии Абхазии
Аватара пользователя
STanya
Акула пера
Акула пера

Это было в Абхазии

Сообщение STanya » 29 май 2017, 22:37

Олимпийское золото Эшеры: воспоминания и реальность

Изображение

Сейчас Центральная олимпийская база СССР в Эшере находится в запустении, а когда-то сюда приезжали на тренировки звезды советского спорта.

О том, как это было, корреспонденту Sputnik Владимиру Бегунову рассказали нынешний директор базы Даур Аршба, заведующий спортсооружениями базы в 1972–1992 годах Анатолий Ашуба и директор Республиканской детской спортивной школы игр Юрий Логуа
.

МОК в Эшере

Мы поднимается на крышу девятиэтажного здания административного и гостиничного комплекса олимпийской базы в Нижней Эшере. С него открывается вид на всю территорию. Разрушенные корпуса прячутся в густых зарослях. Все доступные металлические части вплоть до лестничных перил в здании срезаны, полно мусора. В олимпийском бассейне квакают лягушки, рядом гуляют лошади. Бобина с лентой у кинозала. На части пленки еще сохранилось изображение. Судя по кадрам, это советский детектив про шпионов, который здесь показывали в 1991 году.

"Это был уникальный объект, не имевший аналогов, – рассказывает директор Республиканской детской спортивной школы игр Юрий Логуа. – В других странах предпочитали строить небольшие базы в разных местах по отдельным видам спорта. Эта же была по сорока дисциплинам".

Проект Центральной олимпийской базы СССР в Эшере родился в середине шестидесятых годов. Тогда на месте будущего глобального спортивного комплекса был аэродром. Взлетное поле перенесли в Бабушару, а в Эшере на площади в 64 гектара началась ударная олимпийская стройка, растянувшаяся на три с половиной десятилетия.

Главный корпус олимпийской базы в Эшере
Изображение

"Даже к концу советской эпохи строительство не было завершено, – рассказывает нынешний директор базы Даур Аршба. – У меня есть план-схема, на которой изображено то, что так и не было построено: набережная с фонтанами, пруды, отдельные от олимпийского бассейна объекты по водным видам спорта".

Юрий Логуа, Анатолий Ашуба и директор базы Даур Аршба
Изображение

Отец Даура Рафаэл (Хута) Аршба был директором базы 32 года с небольшим перерывом.

"Через эту базу прошли практически все советские и не только советские спортсмены, – рассказывает Юрий Логуа. – "Атланта Хокс" (баскетбольный клуб США – ред.) приезжала на тренировки, ну а соцлагерь, само собой, тут весь был".

Эшерская база предназначалась для сборов, хотя на ней проходили и союзные соревнования по некоторым видам спорта, например, стрельбе из лука. А в восьмидесятых в конференц-зале главного корпуса даже проводилось заседание Международного олимпийского комитета под председательством Хуана Антонио Самаранча.

Встречи с чемпионами

Юрий Логуа, в бытность игроком футбольной команды "Динамо" (Сухум), сам тренировался на олимпийской базе в Эшере. По его словам, туда приезжали даже спортсмены, для которых здесь не было специализированных объектов.

Символ олимпийской базы сегодня
Изображение

"Тут не было ледового дворца, но хоккеисты проходили сборы, рассказывает Логуа. – Я здесь видел Валерия Харламова и всю ту плеяду советского хоккея. Они выходили с клюшками на травяное поле. Был у них такой вид тренировок перед соревнованиями".

Как вспоминает Логуа, местным командам Хута Аршба всегда шел навстречу, особенно футболистам. Команда "Динамо" (Сухум) почти круглый год тренировалась на олимпийской базе. "Было где! Четыре футбольных поля на территории находилось", – говорит заведующий спортсооружениями базы в 1972–1992 годах Анатолий Ашуба.

Директор Республиканской детской спортшколы игр Юрий Логуа погружается в воспоминания о команде, в которой довелось играть.

Главный вход на базу.
Изображение

"Динамо" (Сухум) в 1991 году попало в Высшую лигу, но вскоре не стало СССР.

"Союз развалился за неделю до того, как мы с ЦСКА должны были играть", – говорит Логуа.

Даур Аршба вспоминает известных людей, которых видел на эшерской спортсбазе в советские времена, когда еще мальчишкой приходил к отцу на работу. "Помню, в конце семидесятых там останавливалась жена Юрия Гагарина Валентина с дочерьми, – рассказывает Аршба. – Девушки были старше меня, а мне тогда было лет пятнадцать. Они снимали номер люкс, там был небольшой закрытый банкет для своих".

Юрий Логуа видел на эшерской базе многих легенд советского спорта: гимнастку Ирину Дерюгину, фехтовальщицу Елену Белову, футболистов Олега Блохина и Муртаза Хурцилава, тяжелоатлета Бориса Онищенко и бегунью Людмилу Брагину, баскетболистов Александра Белова и Владимира Ткаченко, фигуристку Татьяну Тарасову.

"Кроме спортсменов, здесь бывали и звезды эстрады с концертами, или просто на отдых приезжали, – говорит Даур Аршба – Из тех, кого я видел, это Пугачева и Хазанов".

Нынешний директор спортбазы рассказывает о советских спортсменах, которых встречал здесь. "Баскетболистка Ульяна Семенова из рижской команды "ТТТ" была невероятного роста, особенно на взгляд подростка, – вспоминает Даур Аршба. – Официально ее рост значился два двадцать (2 метра 20 сантиметров – ред.), но на самом деле она была на два сантиметра выше. Рост занижали, чтобы она не была выше главной советской звезды – Владимира Ткаченко (чемпион мира по баскетболу 1982 года – ред.). Когда я столкнулся с ней впервые в коридоре, был поражен".

Еще один запомнившийся эпизод у Даура Аршба связан с советским тяжелоатлетом Василием Алексеевым.

В административном корпусе
Изображение

Мы идем с отцом по территории базы и сверху громогласно раздается: "Ну, Рафаэл Вартанович, когда мне пиво принесут?" — вспоминает Аршба. — Я поднимаю глаза, а там, на балконе стоит человек-гора. Отец ему: "Сейчас принесут, уже распорядились". — Выяснилось, что ему для поддержания веса положен ящик чешского пива в день. Это входило вне меню столовой".

Даур Аршба и Юрий Логуа рассказывают, что когда на олимпийской базе в Эшере советские футболисты сражались на бильярде с баскетболистами, ажиотаж был не меньший, чем на стадионе во время игр. "В восьмидесятых я впервые увидел детский костюм Adidas и крошечные кроссовки, – говорит Аршба. – Так был одет маленький сын баскетболиста Владимира Ткаченко. Потом, в лихие девяностые, мои друзья встречали Ткаченко на автозаправке на старенькой "Волге". Переднее сиденье у него было чуть ли не до заднего задвинуто, иначе он со своим ростом не помещался. Машина совсем древняя была, великие спортсмены после развала Союза влачили жалкое существование".

Юрий Логуа рассказывает, что у него хранятся клюшки, подписанные Юрием Харламовым и другими легендарными спортсменами. "Клюшки только сувенирные с автографами остались, – сказал директор республиканской детской спортшколы игр. – Настоящие мы с пацанами в детстве поразбивали, когда за отсутствием льда играли в хоккей на асфальте".

Нереализованный проект Лужкова

Даур Аршба говорит, что сейчас база не охраняется – нечего охранять, после войны остались одни стены. Все эти площади принадлежат государству. В частные руки не был передан ни один гектар. Правительство Абхазии на условиях аренды с правом продления готово рассмотреть проекты инвесторов о восстановлении Центральной олимпийской базы Советского Союза.

На крыше главного корпуса
Изображение

"В 2008 году базой заинтересовался Юрий Лужков, –рассказывает Даур Аршба. – Он хотел большинство строений снести, а вместо них построить современные облегченные конструкции на металлокаркасе, как сейчас принято. Среди построек планировался и ледовый дворец. Предполагалось, что здесь будут тренироваться олимпийцы. Проект должно было финансировать правительство Москвы. Но Лужкова вскоре сняли, и планы оказался нереализованными".

Как рассказывает Юрий Логуа, восстановления базы желают не только правительство Абхазии и спортсмены. "Почти все сотрудники базы были жителями Эшеры, – говорит Логуа. – Все благодаря Хуте Аршба были обеспечены квартирами. Конечно, местные жители мечтают, чтобы все это вернулось". Как рассказывает Даур Аршба, иногда с российской стороны приезжают потенциальные инвесторы. Ходят, смотрят, но дальше дело не идет. Были представители и от Олимпийского комитета, и от частных организаций. Но после Лужкова конкретных предложений не поступало.

Олимпийский бассейн
Изображение


Материал сайта Sputnik-abkhazia.ru
За это сообщение автора STanya поблагодарили (всего 8):
DEDЛюбовьmambaSvlad-simferopolmarisimОлькаwatcherkuzja

Аватара пользователя
STanya
Акула пера
Акула пера

Это было в Абхазии

Сообщение STanya » 26 окт 2017, 20:56

Абхазский период Василия Верещагина

Изображение

В Абхазии в селе Нижняя Эшера жил на собственной даче знаменитый художник, автор "Апофеоза войны" Василий Верещагин.

Фундамент в мандариновом саду

Вот здесь, во дворе этого дома, фундамент его дачи.
Изображение

Хозяин дома — Георгий Тулумджян. Когда-то весь холм принадлежал князю Александру Шервашидзе-Чачба. В конце ХIХ века Василий Верещагин выкупил этот участок с дачным домиком. Сын Верещагина в воспоминаниях оставил описание дома: три комнаты, кухня, крытая терраса, скудная мебель.

Когда был разрушен дачный домик Верещагина, не известно. Последний раз он упоминается в мемуарах сына художника накануне Первой мировой войны.

Сейчас фундамент дома находится в мандариновом саду Георгия Тулумджяна, а три кипариса, оставшиеся от аллеи, посаженной самим Верещагиным, возвышаются возле ворот соседнего двора. Как пишет сын и полный тезка художника Василий Верещагин в книге "Воспоминания сына художника", его отец сажал много деревьев на участке. Это было хобби русского баталиста. Это место в Нижней Эшере и по сей день в народе называют "Холм Верещагина".

Кипарисы, оставшиеся от аллеи на даче Верещагина
Изображение

Фундамент дачи Верещагина
Изображение

Несуществующий рассказ

Вокруг абхазского периода Василия Верещагина ходят легенды. Источник их – статья Вианора Пачулия "Край, дающий вдохновение", опубликованной в газете "Советская Абхазия" 30 января 1985 года. Она много цитировалась в СМИ и вошла в книгу "Русские в Абхазии", вышедшую в 2011 году. Источники информации автор не приводит. Пачулия пишет, что в Абхазии Верещагин создал много эскизов, пейзажей и портретов: "Прохожие у двухэтажного дома с лестницей", "Всадник-абхазец", "Навес над окном", "Двое абхазцев, сидящих на скамье", "Вол с поклажей", "Идущая женщина в покрывале", "Навьюченный осел", "Абхазцы, стоящие в кругу", "Три идущие женщины", "Деревенский дом с террасой", "Турки и абхазцы в Сухуме" и другие.

Ни одной из этих картин нет в каталогах, они не упоминаются в биографиях Верещагина. Вианор Пачулия пишет, что абхазский рассказ Верещагина "На курорте — моряк и дама в черном" был якобы опубликован в "Русских ведомостях". По его словам, художник так же печатал в "Новостях" и "Биржевой газете" статьи о постройке порта в Сухуме. Этих произведений нет в собрании сочинений Верещагина. Архив газеты "Русские ведомости" сегодня оцифрован. Там рассказ с таким названием и вообще какие-либо другие произведения Верещагина отыскать не удалось.

"Сгоревшие" картины

Еще одна популярная история о Верещагине — это сожжение им в топке парохода картин абхазского периода.

"В Эшерах Верещагин написал ряд картин на абхазские темы для предстоящей в Одессе персональной выставки, — пишет Пачулия. — Они были погружены на пароход. Однако в Новороссийске, во время стоянки на рейде, сильный ураган сорвал судно с якоря и увлек его в открытое море. Кончилось топливо, корабль и 50 пассажиров оказались во власти стихии. Надо было принимать срочные меры. По совету Верещагина в топку корабля пошли деревянные конструкции судна. Когда сожгли и их, художник, как свидетельствуют очевидцы, призвал пассажиров бросать в топку личный багаж, сам показав пример. Так во имя спасения корабля были пожертвованы картины".

Такой случай был. Подобные поступки вообще в духе Василия Васильевича. Вот только картины он жечь бы не стал. Скорее всего, в топку полетели подрамники.

Сын в мемуарах рассказывает эту историю иначе. По его словам, когда пароход вышел из Сухума, его начало бурей уносить в открытое море. Во время борьбы со стихией закончился уголь. Его было в обрез, чтобы дойти до Новороссийска по хорошей погоде. Верещагин предложил капитану развернуть судно и плыть в Турцию, чтобы буря подгоняла корабль. В топку пошли деревянные части корабля. О картинах вообще нет упоминания. Вианор Пачулия пишет, что встречался с сыном художника в Чехословакии и приводит его слова: "Отец любил Абхазию и часто рисовал местных жителей. К сожалению, многие его работы утеряны". Утеряны, а не сгорели.

Кстати, два абхазских рисунка Василия Верещагина все-таки удалось разыскать. Они не датированы и называются одинаково "Абхазец".

Изображение

Стрельба на почте

Единственный достоверный источник о жизни известного баталиста в Абхазии — мемуары сына художника. По его словам, Верещагин посещал Абхазию несколько раз, последний – в 1899 году с семьей. Купить здесь дачу Василию Васильевичу посоветовал доктор, прописал живописцу морские ванны. Эшера была выбрана потому, что Сухум тогда был болотистой местностью, а от таких мест у художника обострялась лихорадка, подхваченная в Индии. В Нижней Эшере море было лучше, но купаться Верещагину удавалось нечасто. Дом был далеко от моря, обратная дорога в гору — очень утомительная. В последний приезд он практически не рисовал, занимался садоводством, сажал деревья.

Сын описывает случай, когда Верещагин поехал на сухумскую почту за корреспонденцией и попал в обеденный перерыв. Художник решил не терять времени и зашел с черного хода. Во дворе на него кинулась свора собак. Василий Васильевич выхватил пистолет и выстрелил. Сотрудники почты решили, что это ограбление и высыпали на порог с ружьями. Но инцидент разрешился — начальник почтового отделения узнал человека с револьвером.

Обосноваться в Эшере постоянно, как хотел художник, ему не удалось. Абхазия тогда была слишком оторвана от мира. Поездка в Эшеру превращалась в долгое и тяжелое путешествие, корреспонденция поступала нерегулярно, что было неприемлемо для всемирно известного художника, чья жизнь состоит из поездок, выставок и переписки с коллегами. Сын описывает единственную семейную поездку в Эшеру как очень скучную. Жена и дети Верещагина практически не покидали усадьбы, только один раз выбрались в Новоафонский монастырь.

У Василия Верещагина есть картины кавказского цикла "Лезгинка", "Представление начальству. Русский офицер", но связаны они с Абхазией или с Дагестаном установить сложно. Скорее всего, это общие вариации на кавказскую тему.

Известна картина пейзажиста Петра Верещагина "Сухум-Кале", но Петр Верещагин – однофамилец Василия Верещагина.

Мы поднимаемся на вершину холма. С него до сих пор такой же чудесный вид, как и сто двадцать лет назад. Сын Верещагина писал, что раньше тут водилось множество змей, сейчас то там, то тут видны ямы. Где-то местные жители выбирают грунт для своих нужд, рядом — раскопки поселения пятитысячелетней давности, которые ведет с 2001 года Абхазский государственный музей и еще – окопы времен грузино-абхазской войны. Здесь был пункт наблюдения, с него – Сухум как на ладони.


Материал сайта Sputnik-abkhazia.ru
За это сообщение автора STanya поблагодарили (всего 7):
ЛюбовьВэлDEDMarlenakuzjapolamamba


Вернуться в «История Абхазии»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость